Глава Калининского района Дмитрий Чижов (слева) призвал на поиски вертолета добровольцев
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
Лагерь добровольцев
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
Джипы, квадроциклы, палатки, костры, котелки, топоры и средь всего этого - десятки отчаянных поисковиков-любителей и профессионалов из Твери, Калининского района, Москвы и Подмосковья.
Меня сходу накормили сосиской, втиснули в руку стакан с горячим кофе и велели записаться в журнал, присвоив № 50.
- Будешь старшим группы! - обозначив мою призрачную участь, выдернула меня из толпы деловитая девушка Алина.
- Какого ... ? Зачем? Хотя ладно, буду, где группа? - с тоской ошарашено брякнул я.
- Сейчас наберем человек пять, и выдвигайтесь.
Навигатора нет, компаса нет, знание местности - ноль, поэтому моя «моисеевская» уверенность быстро сменилась «сусанинской» перспективой, да и поляков среди добровольцев не заметно.
- Я самопонижаюсь в должности, ликвидируйте меня из списка ответственных персон, - честно расставив точки над своей спасательной карьерой, проинформировал я Алину.
- Пф-ф-ф, - изрекла Алина, отвернулась и пошла искать новую «жертву».
- Поедем с нами, нам люди нужны, - взял меня под крыло своей группы джиппер из клуба «Профи 4x4» Павел Лепешенко.
В «диком углу» и бобры, как медведи
Наша группа, с позывным «Лиса-6» и разношерстным составом в 15 человек, отправилась в настоящую преисподнюю - одно из самых гиблых мест в Оршинских болотах, так называемый доможеровский «дикий угол».
Лесник Евгений Лишанов называет оршинские топи "диким углом"
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
- Там уже уйма людей пропала, в основном грибники, - поведал в толпу людей, под завязку набившими собой джип, лесник Евгений Лишанов. - Да не бойтесь, нашли их, хоть и не сразу.
- Медведи в лесу есть? - опередила меня вопросом москвичка Лена из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».
- Есть один, но на болота он не заходит, что ему там делать-то?
Штурм оршинских дебрей и топей мы начали с окраины деревни Анашкино. Цепью вошли в лес. С тех пор почти никого из них я так и не увидел - через час поисков вертолета понял, что заблудился.
«Где я, кто я, и если это я, то что здесь делаю?» - слово в слово повторял я вопрос из ночных кошмаров пожизненно осужденных. То тут, то там в болоте мелькало нечто напоминающее лопасти пропавшего «Робинсона». Я продирался к ним сквозь топи и поросли и в десятый раз разочаровывался, обнаружив, что это не лопасти, а поваленные полусгнившие стволы берез.
Бескрайние топи - преисподняя поисков
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
И вот, весь в синонимах от «болвана» и антонимах от «беспредельно крут», «комсомолец» Косоруков выбрался на нечто, напоминающее заброшенный тракт. Выбрался... и сразу окунулся по пояс в ледяную воду, соскользнув с дороги на бобровую плотину.
Из жижи я выбирался долго, громко и нецензурно благодаря бобров. Дальше все было более-менее позитивно.
Сверкающего голыми пятками, с сапогами под мышками и свежевыжатыми шерстяными носками в руке, корреспондента «Комсомолки» обнаружили на тракте тверские добровольцы на вездесущем УАЗе.
- Залезай, бедолага, - приветливо распахнув двери, затащил меня внутрь Алексей Вальберг, начальник отдела аварийно-спасательного формирования «Экологическая безопасность».
- Хоть кого-то нашли и спасли, - захохотал его товарищ, управляющий автосервисом доброволец Борис Щербаков.
От заката до рассвета
Мы бороздили Оршинские болота до самого заката. Плутали, ныряли в колдобины, вгрызались в торфоразработки, скакали по узкоколейке, истерично хохотали и задумчиво сканировали красными от усталости глазами горизонты в поисках вертолета.
Не нашли.
Спасители корреспондента "Комсомолки" - Алексей Вальберг (слева) и Борис Щербаков
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
- Знакомство с красотами родных краев надо заканчивать, - вынес вердикт нашим поискам мой тезка из экологической безопасности. - По уму, здесь надо задействовать не меньше тысячи человек и метр за метром прочесывать квадрат за квадратом.
- И чтоб за руки они держались, и чтоб эти руки у них были десятиметровые, а то потеряются, - подхватил водитель Боря.
- И глаза на затылке, и жены не ревнивые, - завершил поисковый бред я.
В лагерь мы вернулись затемно. Полевая кухня МЧС встретила нас ароматом гречки с мясом, колбасной нарезкой, сыром, горячим молоком и чаем.
Полевая кухня МЧС стала мечтой промерзших поисковиков
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
- Я здесь уже третьи сутки, - задумчиво глядя мне в глаза, говорит главный спасатель области Арсен Григорян.
Генерал-майор устало показывает рукой на болотного цвета вездеход.
- Задействуем наземную и воздушную технику, вертолеты, беспилотники, самолеты, прочесываем квадрат за квадратом, да ты и сам все видел, завтра на рассвете вновь начнем, придешь искать?
- Нет, завтра мне надо обо всем рассказать читателям и радиослушателям.
Генерал жмет мне руку и вновь погружается в бесконечную зелень карт.
P.S. По информации «Комсомольской правды», пропажей вертолета, в том числе, занимаются Следственный комитет России и ФСБ. Вероятно, это связано с тем, что Евгений Курбатов, которому и принадлежит вертолет, руководит предприятием, работающим на «оборонку».
А в это время
Главное управление МЧС России по Тверской области сообщает, что, по состоянию на 20 ноября, в поисках пропавшего вертолета задействовано шесть поисково-спасательных групп по шести наземным маршрутам, три беспилотных летательных аппарата, четыре воздушных судна и несколько групп волонтеров и добровольцев. Всего в поисках участвовало 613 человек, 77 единицы техники, водный транспорт.
Дословно
«В понедельник мы расширили зону поиска вертолета еще на 15 километров. Поисковая операция не прекратится ни при каких условиях - будем искать, пока не найдем». (Начальник Главного управления МЧС России по Тверской области Арсен Григорян 21 ноября 2011 года в эфире радио «КП» (99,3 FM))
Справка «КП»
Вертолет Robinson-R44
Экипаж: 1+3 чел.
Дальность полета: 650 км
Длительность полета: 3,5 часа
Длина с винтом: 11,75 м
Высота: 3,27 м
Полный взлетный вес: 1089 кг
Климатические условия: -50...+50 °C
Начиная с 2003 года (первое авиационное происшествие с вертолетом Robinson в РФ) по 2009 год произошло 12 авиационных происшествий. Погибло 7 пилотов и 12 пассажиров (по материалам Виликопедии)
Важно!
Если вы знаете о месте крушения вертолета, сообщите об этом по телефонам:
ГУ МЧС России по Тверской области - (4822) 39-99-99
Единая дежурная диспетчерская служба Калининского района - (4822) 34-46-68
Редакция «Комсомольская правда»-Тверь» - (4822) 33-93-63.
Не собачья это работа - из болота тащить вертолеты
Фото: Алексей КОСОРУКОВ